Религии в России

Главная
Религии в России
Законодательство
Мы и Вера
Дискуссия
Обратная связь

Проект "Великая Россия" Авторы проекта Интересные ссылки Используемый материал Карта сайта

  "Есть много вер, и все несхожи.. Что значит - ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже. Все прочее - ничтожный хлам. " Омар Хайям

 

 

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм


"Славься, Русь!"

Веротерпимость в России (исторический экскурс)

                

Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей России - гигантского Востоко-Запада, территорию которого населяли сотни народов. Каждое столетие привносило в духовную жизнь страны новые религиозные течения. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. С исторической точки зрения интересно проанализировать процесс осознания российским обществом необходимости толерантного подхода к религиозному вопросу, эволюцию политики государства к признанию веротерпимости.

Религия древних славян

Дохристианские верования - представления о трехчастной структуре мироздания – небо, земля, преисподняя, управляемых верховными богами Перуном, Велесом, Сварогом

VII - VIII вв

В русских землях приверженцы ИСЛАМА появились в 7–8 вв. во время расширения Арабского халифата. С земель Северного Кавказа и Дагестана распространился по Волге, став государственной религией Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств, а позже и народов Сибири и Приуралья. В Российской империи центром ислама была Казань.

X век

Крещение Руси. В средние века Русь, приняв византийский вариант христианства, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное вероучение. Спустя столетия православие стало доминирующей конфессией страны, что не произошло с исламом и иудаизмом.

XVIIв.

Иван IV 

В средние века оформилась антикатолическая государственная идеологема, гласящая, что нет более опасного и постоянного врага, чем католический Запад. Антикатолические настроения, вероятно, возникли еще в XIII в., когда святой благоверный князь Александр Невский геройски победил германских рыцарей-латинян на Чудском озере и предпочел покориться монголам.

Характерная черта средневековья — отрицание принципа веротерпимости — позже получила законодательное оформление. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса Православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении. (1649 г.)

Церковный раскол, который позволил царской власти установить контроль над церковью под предлогом защиты «правой» веры. На церковном соборе 1654 г. все противники реформы патриарха Никона были отлучены от церкви, а церковным собором 1667 г. сторонники старой веры объявлены еретиками. Тем самым старообрядцы автоматически подпадали под действие Уложения 1649 г., которое устанавливало жестокие наказания, вплоть до смертной казни, за преступления против православной веры.

XVII-XVIIвв.

Петр I

Появляются первые католические храмы. Создают католические приходы во всех крупных городах империи. В обществе перестали смотреть на католиков как на некрещеных и требовать перекрещивания их при переходе в православие; с разрешения Константинопольского патриарха перестали требовать перекрещивания и от протестантов. Стали позволительны браки православных с иноверцами.

Петр 1 создал государственную систему управления церковью, упразднил патриаршество и ввел Синод. Запрещалось строительство новых монастырей, пресеклось развитие национальных архитектурных стилей, летописания и иконописи.

XVIIIв.

Елизавета Петровна

Действия против раскольников стали более жесткими

Религиозная нетерпимость коснулась и мусульман. В 1744 Указ Сената и Синода запрещал строительство новых мечетей и требовал разборки мечетей, построенных ранее в деревнях, где одновременно с мусульманами проживали православные и новокрещеные.

XVIIIв.

Петр III

Поворот к веротерпимости в политике государства произошел 29 января 1762 года, когда был объявлен именной указ Петра III о веротерпимости или о равенстве вероисповеданий. Всем раскольникам, бежавшим от преследований в Польшу и другие страны, законом было разрешено вернуться в Россию, поселиться в Сибири, Барабинской степи или в других подобных местах и жить по своим обычаям и старопечатным книгам. Раскольникам, содержавшимся под караулом, предписывалось немедленное освобождение. Запрещалось гонение на инородцев на почве религиозных разногласий.

XVIIIв.

Екатерина II 

Отказывается от полной русификации татар

В 1773 г. Святейший Синод выпустил эдикт «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, представляя все сие светским начальствам».

По приглашению русского правительства начинается массовое переселение немецких колонистов - протестантов-лютеран, меннонитов, католиков.

Но вместе с тем, сохраняется черта оседлости для лиц иудейского вероисповедания.

XVIII-XIXвв.

Павел I

7 марта 1797 года издал указ о свободе культов, в т.ч.  общин старообрядцев, была разрешена свободная деятельность старообрядческой церкви; раскольникам возвратили отобранные у них старинные церковные книги, разрешалось строить церкви во всех епархиях.

«Жалованна грамота Калмыцкому Ламе Собину Бакши о свободном отправлении всех духовных обрядов калмыков».

Правительством принимаются меры против распространения влияния католической церкви среди «исповедующих другие христианские законы» и притеснений со стороны римско-католических священников и помещиков православных крестьян или перешедших в православие крестьян-униатов.

XIXв.

Александр I

Утвердил «Положение для евреев», гарантировавшее им, «наравне с другими российскими подданными», свободу вероисповедания, образования детей, право покупки незаселенных земель, заведения фабрик, «промыслов и торговли» и устанавливавшее черту оседлости в западных губерниях России.

XIXв.

Николай I 

Возобновлена репрессивная политика в отношении религиозных меньшинств. В губерниях были созданы губернские комитеты о раскольниках — полицейские органы для борьбы со старообрядчеством.

XIXв.

Александр II 

Ужесточил политику в отношении «сектантских» объединений

Правительство вмешивалось во внутренние дела различных конфессий, строго регламентировало их структуру и деятельность

Все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты» — духоборы, иконоборцы, молокане, иудействующие, скопцы).

Считалось особым видом преступления против веры — отвлечение и совращение из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или иной христианской вере, распространение ересей и расколов и др. 

Деятельность по распространению материалистических, атеистических взглядов подвергалась уголовному преследованию.

XX-XXIвв.

Февральская революция 1917 г.  упразднила самодержавие, лишив Православную церковь ее многовековой опоры, отменила «сословные, вероисповедные и национальные ограничения».

Первые декреты советской власти коренным образом изменили положение Православной церкви и других религиозных организаций. Были национализированы все монастырские и церковные земли, отменены все национально-религиозные привилегии и ограничения, переведены все учебные заведения в ведение Комиссариата по народному просвещению, передана регистрация актов гражданского состояния государственным органам и церковный брак лишен юридической силы.

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (от 23.1.1918) каждому гражданину предоставлял право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы союза церкви и государства.

Конституция 1936 г. запретила религиозную пропаганду, оставив верующим лишь право на «свободу отправления религиозных культов».

И все же по переписи 1937 половина населения страны (из 98,4 млн. – 42,2 млн. чел.) назвала себя верующими.

Но с 1943 г. в Православной церкви было восстановлено патриаршество. Через два года религиозные организации получили статус юридического лица, им было разрешено строительство, покупка собственности для церковных нужд.

Конституция СССР 1977 года подтверждала принцип отделения церкви от государства и школы — от церкви (статья 52)

В 1990 г. Верховный совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организациях», а Верховный совет РСФСР утвердил закон «О свободе вероисповеданий». Эти законы расширяли права и свободы в области религиозных отношений.

Конституцией 1993 года. Российская Федерация является светским государством, ни одна из религий не является государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Граждане равны в своих правах и свободах, независимо от отношения к религии. Каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания.

Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятом Государственной думой 19.09.1997. Закон подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждениям. Исходя из светского характера государства, одновременно провозглашается принцип уважения христианства ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом подчеркивается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

В 1943 создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, однако с течением времени гонения на религию вообще и мусульман в частности привели к появлению в 1990-е движения ваххабитов. Они выступили за очищение ислама от «новшеств», призвав к созданию отдельной исламской территории в России, на которой бы верующие жили по законам шариата и не подчинялись российским властям

 

 

Хронология возникновения религий (в мире)  

Предлагаем прочитать статьи:

 
 

Ислам

 Религия древних славян

 Христианство

 

"Веротерпимость в России: историческая ретроспектива (Х-ХХ век)". Маслова И.И.

 

"Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России". Сторчак В.М.

 

(сайт Общероссийская общественная организация Объединение исследователей религии)

 

 

"История Государства Российского" (сайт "Энциклопедия "Кругосвет")

 

(а также загляните на страничку Используемый материал)

 
 

  Буддизм

  Иудаизм

       

Главная | Религии в России | Законодательство | Мы и Вера | Дискуссия | Обратная связь

 Авторы проекта Викулов Г., Казанцев М., Ураев В. (ГОУ СОШ №867).

Руководитель проекта Григорьева О.В.

 При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу
proekt-russia@yandex.ru
Последнее обновление: 27.02.2007.

Сайт управляется системой uCoz